Статья

Основные направления реализации интегрированного подхода

И.Н. Окрушко

(Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина)


  1.                                                                           I. N. Okruszko
                                                          (Yelets state University. I. A. Buninа)


Основные направления реализации интегрированного подхода в процессе обучения младших школьников


Main directions of implementing the integrated approach in the learning process of younger students 

Аннотация: В статье автор делает акцент на основных направлениях реализации интегрированного подхода в процессе обучения младших школьников математике. К числу таких направлений он относит проведение интегрированных уроков и использование интегрированных заданий на уроках. В статье обозначены требования к организации интегрированного урока и приведены примеры интегрированных заданий по учебным предметам «Математика» и «Окружающий мир».

Abstract: In the article the author focuses on the main directions of implementing the integrated approach in the process of teaching mathematics to primary school children. Such areas relate to the carrying out of the integrated lessons and the use of integrated tasks in the classroom. The article outlines the requirements for the organization of integrated lesson and examples of integrated tasks for the subjects "Mathematics" and "the world".

           Ключевые слова: процесс обучения, интегрированный подход, интегрированные уроки, интегрированные задания.

Key words: learning process, integrated approach, integrated lessons, integrated tasks.

            Реализацию интегрированного подхода в процессе обучения младших школьников мы связываем с проведением интегрированных уроков и с использованием интегрированных заданий на уроках. В этих двух основных направлениях многие исследователи видят  основу совершенствования обучения в начальной школе.

Так, по мнению П.И. Пидкасистого, реализация интегрированного подхода непосредственно на уроках имеет ряд преимуществ:                                                                                                                             

- во-первых, способствует информационному обогащению содержания обучения;                                                                                                - во-вторых, развивает мышление и чувства  учеников посредством включения занимательного материала, который позволяет с разных сторон познавать изучаемые явления [2: 232].  

Мы полностью разделяем точку зрения П.И. Пидкасистого и полагаем, что интегрированный подход направлен на формирование универсальных учебных действий обучающихся.

Итак,  одно из направлений совершенствования процесса обучения  -проведение интегрированных уроков. Значительный интерес в плане интеграции представляет для нас сочетание таких дисциплин, как математика и окружающий мир. 

  Основание для такой интеграции – содержание программ учебных предметов для начальных классов общеобразовательной школы.   

  На наш взгляд, планирование, организация и проведение интегрированных уроков предполагает соблюдение следующих требований:                                                                                            - планирование серии годовых уроков;                        

- планирование каждого урока с учетом целей и содержания тем интегрируемых предметов;

 - выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения;             

- определение оптимальной нагрузки обучающихся;

- привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов.

Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру урока привлекательную для учеников новизну. Они помогают обучающимся лучше понять смысл и содержания важнейших понятий, изучаемых в начальной школе. При этом изучаемые понятия, явления, процессы рассматриваются целостно и в то же время разносторонне. На наш взгляд, доля интегрированных уроков должна постепенно возрастать.

Еще одно из направлений совершенствования процесса обучения - использованием интегрированных заданий на уроках. В учебниках по математике по различным образовательным программам встречаются задания интегрированного содержания. Однако, их использование требует от учителя дополнительной работы. Например, на своих занятиях мы при выполнении таких заданий предлагаем обучающимся ответить на дополнительные вопросы по тексту. Приведем примеры таких заданий.

Задание №1.

На земном шаре живет 9000 видов птиц. Из них 3900 видов – певчие птицы. Из остальных видов 4810 видов не являются хищными. Сколько известно видов хищных птиц? [1: 15].

При выполнении этого задания мы предлагаем ответить на следующие вопросы:

- Каких певчих птиц Вы знаете?

- Каких хищных птиц Вы знаете?

- Какие из названных Вами птиц занесены в Красную книгу?

Задание № 2.

Эйфелева башня построена в 1889 году. Пизанская башня на 529 лет древнее Эйфелевой. Колокольня Ивана Великого построена через 240 лет после Пизанской башни. Сколько лет прошло с постройки каждой достопримечательности? [1: 19].

При выполнении этого задания мы предлагаем ответить на следующие вопросы:

- В какой стране находится Эйфелева башня?

- В какой стране находится Пизанская башня?

- В каком городе России находится Колокольня Ивана Великого?

Использование таких заданий способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и углублению межпредметной интеграции.

Таким образом, реализация интегрированного подхода в процессе обучения младших школьников предполагает два основных направления: 

-через преподавание интегрированных уроков;                                                                            

- через использование интегрированных заданий.                        

Литература


  1. Башмаков, М. И. Математика: учебник для 4 класса по программе «Планета знаний». В 2 – х частях. Ч. 1/ М. И. Башмаков, М. Г. Нефедова. – М., 2012. – 129 с.
  2. Пидкасистый, П. И. Педагогика / П. И. Пидкасистый. – М., 2013. – 363с.